Site icon LikTV

Из книги в жизнь: литературные синдромы

книги, литературные персонажи синдромы, заболевания, врачи

Молодёжь сейчас почти не читает книги. А зря! Некоторые литературные персонажи настолько яркие, что их именем врачи даже называют психические заболевания и расстройства.

Алиса в Стране чудес

О героине сказочных повестей Льюиса Кэрролла слышали многие. Но мало кто знает, что в психиатрии существует понятие «Синдром Алисы в Стране чудес». Более того,  британский психиатр Джон Тодд даже предполагал, что сам писатель страдал от этого недуга. Поскольку описание похожей болезни врач нашел в дневнике Кэррола.

Читайте также: «Обжорство» информацией: новая болезнь общества

В чем же заключается суть синдрома Алисы? Тодд отмечал, что у некоторых его пациентов приступы мигрени сопровождались довольно странными симптомами. В частности, люди неадекватно воспринимали пропорции окружающих предметов, включая их собственные части тела.

Помните, как Алиса после того, как откусывала волшебный гриб с разных сторон, то росла, то уменьшалась в размерах? Вот в реальности во время приступа мигрени людям с подобным синдромом могло казаться, что их пальцы перестают помещаться в комнате, а ноги уходят в пол, который внезапно стал мягким, как губка. Однако никто из них не страдал от опухолей мозга и не принимал наркотики. Но  самым странным было то, что галлюцинации бесследно исчезали, стоило пройти головной боли.

Плюшкин, он и есть Плюшкин

Имя героя книги Гоголя «Мёртвые души» давно стало нарицательным. В обычной жизни плюшкиными чаще называют жадных людей. Однако в психиатрии синдром Плюшкина характеризует страсть человека собирать и хранить в доме совершенно ненужные вещи. Это расстройство психики называют по разному: синдром Диогена, хординг, силлогомания, патологическое накопительство и даже «синдром старческого убожества».

Первоначально психиатры полагали, что синдром Плюшкина  связан с приходом возрастного слабоумия. Однако позднее выяснили, что стать похожим на литературного персонажа «Мёртвых душ» можно в любом возрасте. Провоцирующими факторами становятся серьёзная черепно-мозговая травма, неудачная операция на мозге, инсульт или инфекции типа  менингита и энцефалита.

Впрочем, синдром Плюшкина не относится к коллекционерам и склонным к накопительству пенсионерам. Такие люди вполне здоровы. А вот плюшкины испытывают такую привязанность к вещам, что те становятся для них смыслом жизни. Кроме того, ненужные предметы они хранят безо всякой системы и никогда не используют.

Как стать Мадам Бовари

Героиня книги Густава Флобера «Госпожа Бовари», Эмма тоже привлекла внимание психологов и психиатров. Мечты жены лекаря о пышных светских раутах и трагический финал истории подтолкнули  врачей к тому, чтобы назвать её именем поведенческое расстройство. Впервые термин «боваризм» использовал в своей книге ещё  в 1892 году философ  Жюль де Готье. Позднее он прочно вошёл в обиход  учёных и врачей.

Первые признаки заболевания проявляются в подростковом возрасте. Однако в это время они ещё не являются отклонением от нормы. Речь идёт о подростках, которые не замечают грани между фантазиями и действительностью. А также подменяют реальные факты вымышленными. С возрастом это проходит. Однако особенно  замкнутые и впечатлительные люди рискуют застрять в подобном синдроме. Вот только рано или поздно они сталкиваются с последствиями своего поведения. То есть понимают, что мир устроен совсем не так, как казалось. В результате у человека может возникнуть бурная эмоциональная реакция, которая иногда заканчивается не меньшей трагедией, чем жизнь флоберовской Эммы Бовари.

Разочарование Мартина Идена

Имя литературного персонажа Джека Лондона стало синонимом «депрессии достижения». Ввели его в обиход российские психологи Вадим Ротенберг и Виктор Аршавский. Пытаясь объяснить, почему успешные люди часто теряют интерес к жизни на самом её пике, учёные поняли, что переживания их пациентов напоминают об эмоциях, погубивших Мартина Идена.

Такие люди, как и моряк, мечтавший добиться руки обеспеченной девушки и во что бы то ни стало обрести славу писателя, часто ставят перед собой единственную цель и упорно идут к ней. Причём на этом пути преодолевают самые невероятные препятствия. И вот, когда цель достигнута, люди вдруг теряют смысл жизни. В результате они впадают  в состояние острой апатии, которое может привести к самоубийству. Хотя казалось бы именно сейчас и надо радоваться жизни.

Психологи объясняют этот парадокс по-разному. Одни отмечают, что «мартины идены» доходят до полного физического и психологического истощения на пути к цели. Другие советуют всегда иметь «запасную» мечту на тот случай, если главная цель вашей жизни вдруг окажется «пшиком».

Мюнхгаузен, который верит в свои враки

Ни один человек в здравом уме и твёрдой памяти не станет стремиться лечь в больницу, если здоров. Но есть люди, которые готовы на всё, чтобы попасть в руки врачей, даже если им это и не нужно. Такие люди страдают синдромом Мюнхгаузена. Да-да, того самого литературного персонажа по имени Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен из смешных рассказов Рудольфа Эриха Распе.

Именно с ним британский психиатр Ричард Ашер в 1951 году сравнил пациентов, которые врут напропалую врачам, чтобы оказаться на больничной койке. А ещё лучше на операционном столе. Причём мюнхгаузены вовсе не симулянты. Они искренне верят во всё, что рассказывают врачам и испытывают симптомы реальных заболеваний.

В итоге, даже опытные хирурги попадаю на их удочку. А правда всплывает наружу только после того, как человека неоднократно «лечат» в разных клиниках от одного и того же заболевания. Например, когда человек настаивал на удалении якобы воспаленного аппендикса несколько десятков раз. Психологи считают, что таким образом мюнхгаузены пытаются справиться с одиночеством и залечить детские травмы.

Когда приходит синдром старой ведьмы

Exit mobile version