Следственный комитет ПМР раскрыл некоторые подробности по резонансному убийству Олега Хоржана. Напомним, оно произошло в ночь с 16 на 17 июля. Это итоги предварительного следствия, более точную информацию в ведомстве озвучат после получения результатов экспертиз. А пока о том, что стало известно пишет ИА «Новости Приднестровья».
Преступник попал в дом беспрепятственно
Скорее всего, убийцу (или убийц) в дом Хоржан впустил сам. Ворота и калитка (напомним, речь о частном доме), были заперты. А вот входная дверь дома – нет. Следы взлома на ней или замке не обнаружены.
«Это говорит о том, что либо это были лица, которых убитый знал, либо те, кто путём угроз заставили его открыть входную дверь… Это версия на основании первоначального осмотра. Входной замок двери будет изъят, а по нему назначена трасологическая экспертиза, которая однозначно ответит, есть ли следы взлома замка, открывалась входная дверь каким-то приспособлением, назовём его так, либо нет», – сказал председатель Следственного комитета ПМР Вячеслав Брынзарь.
Жертву мучили, чтобы узнать код от сейфа
Жертву убили не сразу, до этого мучили. Били тупым предметом – по голове, по лицу. Предположительно, чтобы получить доступ к сейфу. Он имел несколько степеней защиты: ключ и цифровой замок. Сейф не был взломан, что позволяет предположить, что преступники код всё же получили, а потом уже забрали желаемое. Сейф, напомним, был найден пустым и открытым, что в нём было – неизвестно. Не исключено, что деньги.
Помимо тупых травм, есть и ножевые – на спине и шее, их тоже много. Говорить о том, была ли это тюремная заточка (как писали некоторые СМИ Молдовы), пока не приходится.
«Чтобы делать категоричные выводы, каким орудием убийства наносились телесные повреждения (колото-резаные раны), нужно дождаться результатов экспертизы. Она даст заключение о ширине лезвия, его длине и т. д. И тогда уже делаются выводы непосредственно об орудии преступления, каким ножом причинялись эти телесные повреждения, которые стали фатальными и привели к смерти», – отметил глава Следственного комитета.
Основная драма происходила в рабочем кабинете Олега Хоржана. Об этом говорят множественные следы крови на полу. Следователи предполагают, что убили уже после того, как получили код. Было ли это конечной целью или попыткой скрыть следы кражи из сейфа, предстоит установить в ходе расследования преступления.
Преступник(и) заметал(и) следы
На это указывает ряд моментов. Во-первых, исчез ноутбук, куда записывались данные с видеокамер на доме. Во-вторых, преступник (или преступники) забрали с собой орудия убийства (и то, которым нанесли тупые травмы, и то, которым ножевые).
«Следствие не исключает версии, что убийца был не один, с учётом характера телесных повреждений и того, что сам убитый был довольно-таки крепким мужчиной», – прокомментировал Вячеслав Брынзарь.
Место преступления тщательно исследовали. Собранный материал позволил назначить ряд экспертиз: судебно-медицинскую, дактилоскопическую, трасологическую и генотипоскопическую (или генетическую, как говорят обыватели). На последнюю возлагают особые надежды: если «пальчики» можно скрыть, надев перчатки, то уйти, не оставив после себя вообще никаких следов, довольно сложно. Современное оборудование позволяет анализировать мельчайшие следы.
«Эксперт на месте преступления сделал смывы с сейфа, с трупа. Кроме того, обнаружен вещдок, с которого также были изъяты материалы для проведения этой экспертизы. Чтобы понимать, что такое генотипоскопическая экспертиза: каждый человек индивидуален, нет одинакового набора ДНК у двух человек. Поэтому впоследствии этот набор ДНК, который устанавливается у потенциального подозреваемого, проходит сравнительную экспертизу с возможным подозреваемым либо проверяется по базе данных, которая имеется в ПМР. Эта база данных существует уже очень давно, поэтому есть что и с чем сравнивать», – отметил глава Следственного комитета.
На экспертизу направили и всю изъятую технику: компьютеры и электронные гаджеты. Они позволят проанализировать цифровые следы: историю поиска в интернете, переписку в мессенджерах и соцсетях, её адресатов и содержание. Следователи изучают круг виртуального и реального общения.
«В настоящее время следствие рассматривает несколько возможных версий и возможный круг потенциальных подозреваемых. Мы исследуем круг общения. Нужно не забывать о том, что Хоржан отбывал наказание в местах лишения свободы. Мы не исключаем, что, возможно, как одна из версий, что убийца потенциально из круга лиц, с которыми он [Хоржан] общался при отбытии наказания», – добавил Вячеслав Брынзарь.
Следствие будет отрабатывать все версии. Пока основная – убийство
Самое первое сообщение Следственного комитета говорило о том, что одна из версий произошедшего – убийство, сопряжённое с разбойным нападением. Однако уголовное дело возбудили по статье по ч. 1, ст. 104 УК ПМР – «Убийство – умышленное причинение смерти другому человеку». Это более широкая трактовка. Она позволяет рассмотреть все версии и определить истинную уже в ходе расследования.
«В приоритете версия – «убийство, сопряжённое с разбойным нападением», но мы не возбуждали уголовное дело именно по этому квалифицирующему признаку, чтобы не рассматривать только эту версию событий. Мы будем рассматривать все возможные версии настоящего убийства», – сказал руководитель Следственного комитета.
Ещё один важный момент: о каких-либо угрозах Олегу Хоржану на данный момент неизвестно.
«О каких-то угрозах в адрес убитого поступающих, либо поступавших, нам ничего не известно. Кроме того, в наш адрес не поступало подобная информация», – отметил Вячеслав Брынзарь.
Всё, что известно на данный момент, — это итоги предварительного следствия. Результаты экспертиз призваны ответить на ряд вопросов. Они дадут точные данные о количестве травм и их характере. А также о том, какая стала фатальной и чем она наносилась. И иную важную информацию.
«Хочу заверить всех граждан Приднестровья, что по уголовному делу будет проведено тщательное и объективное расследование для установления лиц, совершивших данное преступление. Дело находится на контроле у Президента. А СМИ по ходу предварительного следствия будут информироваться о расследовании», – подчеркнул председатель Следственного комитета ПМР Вячеслав Брынзарь.