В Вышкауцах Оргеевского района, как “в раю” 

0
935

Она поспешно зашла в дом поправив ногой коврик у входа. Положила сумочку и другие вещи на стул в кухне и начала мыть посуду. Затем поднялась на второй этаж, поменяла постельное белье, расставила безделушки на столе, отодвинула шторы и широко открыла окно, чтобы проветрить комнату. Из окна виден Днестр, берега которого окрашены ярко зеленым цветом. Женщина продолжила свою работу — пропылесосила, помыла полы и это же сделала на первом этаже. 

 Затем она перешла в соседний старый дом. Она еще никого не селила сюда, туристы предпочитают “евроремонт”, как выражается Лучия, управляющая гостевого дома „Casa BoieruluI” (Боярский дом). 

Но она не дает пыли осесть в старом доме и заботится о том, чтобы все было красиво и готово к размещению гостей. 

 „Casa BoieruluI” — это гостевой дом в селе Вышкауцы Оргеевского района, в котором могут разместится до 8 человек. Он является частью эко-культурного туристического проекта “Бронзовый полумесяц”, цель которого — привлечь туристов в сельскую местность и предложить им аутентичный опыт, но и продвигать социальное предпринимательство. 

Помимо вовлечения местных путем создания рабочих мест, проект предоставляет им возможность и необходимую поддержку для продажи их товаров и услуг. Также подразумевается, что вся полученная прибыли будет реинвестированна в село и его развитие. Например, сейчас идет работа над разработкой туристического лесного маршрута в Вышкауцах, со всей необходимой инфраструктурой, которым смогут пользоваться гости деревни и местные жители. 

 Лучия быстренько подмела во дворе, вынесла мусор. Она успела все закончить за два часа. Не так давно выселились туристы и скоро приедут другие. Лучия Фрунзэ достала фартук и приготовилась принимать гостей. 

 Лучия, в возрасте 52 лет, вспоминает, что однажды принимала группу из 18 человек. По их просьбе, она приготовила плацинды, жаркое и мамалыгу. Но она также решила сделать им сюрприз и приготовила им глинтвейн. “Бонус от меня. У меня особый рецепт. Я кладу и черный перец, сахар, лимон, апельсины, чуть ванили. И все это дает такой арооомааааат”. 

Она отлично готовит. А один из ее секретов, это специальный нож, который она приносит с собой из дома. Речь идет о форменной тяпке, а все продукты, попадающие под нее имеют красивые зазубренные края. Если она готовит борщ, она тяпкой режет и картошку и морковь, и мясо и лук, и капусту, все-все. Однажды она пошла к соседу дяде Коле, чтобы угостить его тарелкой горячего борща. “Ох и вкусный у тебя борщ с фарфалами (прим. ред. — фарфалле). Прямо как в ресторане! А как красиво выглядит, я все съел. Все так красиво в нем порублено”, рассказывает женщина, изумленная тем, что дяде Коле так понравилась ее еда. 

 Георге и Людмила Фрунзэ живут домом ниже от Casa Boierului. Когда Лучия не справляется, они помогают ей как могут: иногда готовят, иногда убирают сухое белье или передвигают кровать. Ему 74 года, а ей 70 лет. В летнее время, они проводят свою вторую молодость в Вышкауцах, а зимой, как похолодает, они возвращаются в Кишинев.

Георге родился здесь и знает окрестности как свои пять пальцев. Например он знает, как добраться до Боярской пещеры двумя тропами: простой или по сложнее и опаснее. 

Если тебе хватит смелости и ты в хорошей физической форме, ты можешь добраться до Боярской пещеры “через матку”, как говорит дядя Георге. Теперь он больше не в состоянии ходить этой тропой, но раньше он шел с соседями к пещере именно этим путем. Тропа к пещере пролегает между двух скалистых холмов. Ты будешь ступать по скользким камням, которые омывает холодная вода, стекающая из ручьев на вершине скал. Ты будешь лазить по необъятным двумя руками деревьям, которые были повалены дождем этим летом. Ты будешь медленно продвигаться к пещере и наверху ты увидишь кусты кизила, полные красных фруктов из которых местные варят компот. Если закричать между этих скал, твой крик останется там, в овраге, эха не будет. Здесь нет места современным технологиями, так что телефон здесь можно будет использовать разве что для фотографий. Тут можно вдохнуть свежего и прохладного воздуха, в полной тишине, в которой едва слышно лишь журчание воды. 

Двое пожилых человека ведут нас на берег Днестра. “Вот, если сесть в лодку и плыть так и смотреть на лес… такая красота”, восхищенно говорит дядя Георге. Он медленно ступает долго смотря на Днестр, затем на лебедей, на лес. “Воздух в Вышкауцах сново опьеняет”, добавляет он. Сзади идут его жена Людмила и соседский мальчик Даниел.

Они направляются к трем сельским ручьям, о которых говорят, что в каждом из них вода имеет особый вкус. Дойдя до места, они сразу замечают следы туристов: пепел от сгоревшего хвороста, бумаги на земле. Туристы не новинка для деревни. Дядя Георге рассказывает, что многие приезжают с палатками и остаются здесь по несколько дней отдохнуть и порыбачить. Ему интересно с ними общаться. “Все говорят, что это хорошее место и здесь тихо”, подчеркивает мужчина. 

В Вышкауцах можно также прокатится на лодке, которую можно арендовать у местных. Также у местных можно купить домашний хлеб, вино и куры свободного выгула, свежепойманную рыбу, а также овощи из огорода. В Вышкауцах также есть пляж, зона для пикников, причал и район “Веселая магала”, который был назван так из-за мероприятий которые там проходят. Периодически люди собираются здесь и готовят уху или шашлыки, слушают музыку, танцуют и веселятся. 

Над ручьями у которых остановилась пара находится “Холм Кирицы”. С холма открывается панорама Днестра и окрестностей. “Сейчас уже все высохло… Когда все зеленеет, там такие цветы!”, говорит Георге. 

“В видеоклипе Рацэ показали всю деревню. Показали и лес и нашу поляну”, добавил он. “У него есть такая песня — Моя поляна. Он часто исполняет ее по телевизору”, говорит Людмила. 

За горой, за рекой — там моя поляна,
Когда рано, когда поздно — я гуляю по ней,
За горой, за рекой — цветы и розы,
За горой, за рекой — тайные воспоминания. 

Слова из песни «Моя поляна», в исполнении местного артиста Иона Рацэ, который родился в Вышкауцах, где и был снят видеоклип. 

 С тех пор, как началась пандемия, Людмила и Георге стали еще больше ценить жизнь в деревне. “В этой пандемии народ напуган, взволнован. Мы когда были в Кишиневе видели машины скорой помощи и полиции по всему городу. А когда вернулись сюда, словно оказались в раю. Я зашла во двор и мне не нужно носить маску. Мы спокойны и занимаемся своими делами. В Кишиневе нечего больше делать чем сидеть на улице на лавочке. А здесь мы двигаемся, выращиваем овощи, фрукты, делаем консервы на зиму”, рассказывает Людмила. Она ценит и туристов, которые приезжают к ним в село, потому что “вот могу продать добро. В селе негде продавать, негде заработать что-то”. 

Поскольку село находится на берегу Днестра, именно река диктует жизнь в этом регионе: он дает людям воду, кормит их рыбой, и дает им место для отдыха и развлечений. Дядя Георге вспоминает, что часто, особенно в советское время, они ходили в гости к своим родственникам из села Хармацка, на другом берегу Днестра, и жарили мясо под ивами на берегу. Затем они переплывали Днестр и продолжали празднования под ивами на берегу Вышкауц. 

 В Casa Boierului, Лучия напевает грустную песню помешивая жаркое. Она погружена в процесс и в мелодию: 

 Днестр, ты меня не топи,

Днестр, ты меня не топи,

Днестр, ты меня не топи,
Шай-рай-рай-ра, шай-рай-рай-ра, 

У тебя нет денег меня проводить, 

У тебя нет денег меня проводить, 

Шай-рай-рай-ра, шай-рай-рай-ра.

“Я проснулась с этой песней в голове. Я проснулась со своими дедушкой и бабушкой, с моими родителями, со всем моим селом, который пел эту песню”. Она натерла брынзы в тарелку, а на другую положила пармезан — чтобы мамалыга была вкуснее. Она наложила еду в тарелки и пригласила гостей к столу. 

“Я горжусь тем, что родилась на берегу Днестра”, говорит Лучия. Она тепло вспоминает о своем детстве, когда зимы были холоднее и толщина льда на Днестре достигала метра. “Здесь проезжал транспорт, проезжали машины, трактора, даже машина с газовыми баллонами переходила здесь через Днестр и уезжала в приднестровский регион”, объясняет женщина. 

 Даже по сей день связь между берегами Днестра не утеряна. У Лучии есть родственники в селе Хармацка, на другом берегу Днестра. “У нас там братья, сестры родные, двоюродные, мы связаны друг с другом. Потому, что это одна Молдова”. 

Авторка & фото: Джеорджета Карасюченко
Редакторка: Марта Стерпу
 

 Данный материал был подготовлен при финансовой поддержке Европейского Союза, в рамках Программы ЕС “Меры для Повышения Доверия”, проводимой UNDP. Мнения, представленные в этом материале не обязательно отражают официальную позицию ЕС или UNDP.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь