Бабушка Анна режет початки в огороде. Сухие она складывает в кучу на земле, а зеленые остаются на стебле. В огороде растут еще несколько тыкв, пару незрелых перцев и еще несколько кустов неспелых помидоров. Виноград уже собрали и выжали, а кадку с суслом накрыли пленкой и коврами.
Женщину сопровождает Ursulică (прим. ред. — Медвежонок), черный щенок, который всюду следует за ней. Ее дочери разбросаны по всему миру и вот уже несколько лет она живет одна, после того как скончался ее сожитель. Поэтому она решила переехать из своего дома в пристройку, где есть ванная, туалет и небольшая кухня. Больше ей не нужно. Лишь изредка она заходит в дом, чтобы проверить, все ли в порядке.
В маленьком дворе умещается кровать, у стены, будка Ursulică и несколько шнуров, на которых висят только что постиранные головные платки. Ана села на кровать и пытается стереть с пальцев серую краску, оставшуюся после того как она освежила садовую калитку.
Дома прежних времен
Дом, который Анна “покинула”, даже если он находится в том же дворе, был построен в 1962 году. Стройка шла очень тяжело, не было ни денег, ни строй-материалов. “Мы достали камень вот с тех холмов и привезли его сюда на тележке. Загрузили все, заложили фундамент. Затем подняли стены и крышу. Провели субботник и вместе накрыли дом. Потом, тихонько начали обустраивать комнаты, одну за другой. И так все продолжали, пока я не постарела”, рассказывает Ана. 78-летней женщине больше нравятся современные дома. “Потому, что они новые”, воскликнула она.
На самом деле, дом Анны построен в традиционном стиле, характерным для нашего народа. Речь идет о двух или трех комнатном доме с чердаком верандой, фронтоном и беседкой.
Традиционный молдавский дом имеет и галерею. Галерея — это фасад крестьянского дома и обозначает переход из широкого пространства снаружи к тесному пространству внутри жилища. Дом также имеет несколько дополнительных элементов: крыльцо, перила и колонны. Крыльцо — это основа, которая поддерживает колонны. Оно может быть деревянным или каменным и размещено вдоль главного фасада.
Еще один важный элемент крестьянского дома — это беседка. Также как и крыльцо, беседка может быть построена из дерева или камня, может быть открытым или закрытым.
Другие важные элементы это двери и окна. Есть несколько категорий дверей: двустворчатая дверь, двустворчатая дверь с деревянной рамой с окнами и панелями с обеих сторон или трехстворчатая дверь.
Из репертуара старых типов окон есть окна со ставнями, которые служили для защиты и регулировки проникновения света внутрь дома. Обычно окна состоят из двух или трех створок. У них есть подвесная откидная створка с фиксированной оконной створкой. В народе ее зовут “форточкой”
Источник: Доклад „Tipologii constructiv-decorative în arhitectura vernaculară din Moldova”, Виталий Маркоч, научный исследователь в рамках Института Народного Наследия.
Деревянный фронтон остался нетронутым, а на чердаке виднеются две дыры. “Чтобы могли залететь голуби”, объясняет Анна. Сегодня голуби уже не залетают на чердак дома, да и женщина больше не поднимается туда. “Когда я была молодая, я поднималась туда и ревела, а теперь…”, шутит она. Она прислонилась к беседке и погрузилась в воспоминания. “Вот мой дом, вот мой стол. Что еще вы хотите от меня? Может стакан вина?” — глумливо спрашивает она.
Село Нижние Климауцы насчитывает около 500 домов. Многие из них сохранили элементы традиционной сельской архитектуры, что по мнению Татьяны Дудниченко, доктора и доцента факультета биологии и педологии, Государственного университета Молдовы, может способствовать развитию туризма в селе. В 2015 году она опубликовала исследование “Экологический туризм в Шолданештском районе Республики Молдова: проблемы и перспективы”, в котором также упоминалось село Климауцы. Эко-туристический маршрут включает следующие пункты посещения: ландшафтный заповедник «Нижние Климауцы», село Нижние Климауцы, коммуна Вадул луй Рашков, село Кушалэука, монастырь Кушалэука, ландшафтный заповедник “Добруша” и монастырь Добруша.
“В Нижних Климауцах жизнь по прежнему завязана на архаичных стереотипах молдавской деревни. Эта деревня может стать самой представительной для национального зодчества. Крестьянские дома, построенные в самом “чистом” молдавском стиле придают селу средневековый вид: дом с чердаком, с широким крыльцом с верандой по центру и двумя комнатами, расположенными по бокам и кладовой комнатой, по той стороне веранды. Прогуливаясь по извилистым улочкам, которые разделяют невысокие каменные заборы, создается впечатление что ты попал в настоящий этнографический музей под открытым небом. Село имеет богатую историю, которая будет представлена туристам и приезжим”, пишет Татьяна Дудниченко в своем исследовании.
Если ты добрался до Нижних Климауц, кроме Днестра и традиционных домов ты можешь посмотреть и другие достопримечательности. Можно посетить две водяные мельницы. Раньше их было 25, однако со временем они пришли в негодность.
Одна из них еще хорошо стоит. Директор Дома культуры села Кот, входящего в коммуну Нижние Климауцы, Серджиу Костин, утверждает что на двух этажах мельницы производилось два типа муки. Вместе с директором Дома культуры из соседнего села, Анатолием Лопачем, они идут через крапиву, не обращая внимание на боль и зуд, и рассказывают о том, каким вкусным был хлеб испеченный мукой с этой мельницы.
На протяжении годов мужчины, которым обоим за 50, обошли эти холмы вдоль и поперек и собрали множество историй. Серджиу рассказывает что выражение „lasă că o să vină apa și la mine la moară” (дословный перевод: “дойдет вода и до моей мельницы”) происходит именно из Нижних Климауц и якобы означает “и мне посчастливится”. Он также рассказывает что на первой мельнице на вершине холма, рядом с селом Салчия, воду однажды остановили. Мельники ждали, чтобы собралось как можно больше воды для мельничного колеса, а затем вновь подавали воду, чтобы она дошла до следующей мельницы. На второй мельнице процедуру повторяли. Все это время остальные мельницы ждали. Поэтому у нас и появилось это выражение — “дойдет вода и до моей мельницы”, рассказывает директор Дома культуры.
Голубиная “будка”
Село расположено в форме буквы У. С одной стороны находится ландшафтный заповедник “Нижние Климауцы” и красноватые холмы, а с другой стороны протекает река Днестр. Если идти по центральной улице и продолжить углубляться по косым улочкам может создаться ощущение, что ты уже в другом селе.
В общем село тихое. Лишь изредка собаки предупреждают домочадцев о присутствии посторонних. Гуляя по холмам можно встретить подпрыгивающих при ходьбе коз, а может даже увидеть выходящего из норы торопливого хорька.
В самом сердце села Нижние Климауцы, в районе Дома культуры можно увидеть голубиную “будку”. В советские времена она служила пунктом продажи фруктов и овощей. Когда Молдова перешла с кириллического алфавита на латинский, люди просто написали „gereta”, так как попросту не знали, что правильно на румынском пишется „gheretă” (прим. ред. — будка, киоск).
Сегодня будка служит гнездом для нескольких десятков голубей. Сельский профессор физ. культуры, регулярно заботится о них. Пристрастие к этим птицам он унаследовал от деда, который вернулся с войны с голубями.
Самый красивый из них, это французский кудрявый голубь, белая птица с вьющимися перьями. В коллекции также есть таджикские голуби, которые отличаются особенной техникой полета. У Юрия еще есть голуби-почтальоны, а также голуби весом почти килограмм, которые обычно используются в готовке.
Так как в селе Вадул-Рашков и, находящимся на противоположном берегу Днестра, Рашкове, издавна проводили ярмарки, местные жители их часто посещали. Также делала и дочь одного извозчика из Нижних Климауц. Однажды Лидуца пошла с матерью на ярмарку в соседнее село Вадул-Рашков. Там она встретила сына боярина Строе и они полюбили друг друга. Как это часто происходило в прошлом, когда брак был скорее экономической сделкой, боярин из Рашкова запретил молодым людям общаться и отправил сына учится в Европу, чтобы держать его подальше от Лидии. Смирившись, она вышла замуж за местного молодого парня, о котором говорят, что он очень похож на сына боярина. Молодожены построили дом около леса и речки Кушмирка.
Однако через несколько лет, как это бывает во многих сказках и легендах, одним хмурым дождливым вечером, в дверь Лидии постучался путник, который попросил переночевать. В этом путнике она узнала парня в которого была влюблена в молодости. Через несколько дней они начали встречаться у высокой и крутой скалы Циглэу входящей в цепь скал, образованных во времена Сарматского моря, около реки Кушмирка. Однако муж Лидии узнал об их отношениях и убил любовника своей жены.
Легенда гласит, что будучи на смертном одре муж Лидии признался ребенку, которого они вместе растили, что настоящий отец не он, а сын боярина из Рашкова, в которого была влюблена Лидия. Он также признался, что убил его и похоронил под камнем у скалы Циглэу.
Услышав признание мужа, Лидия сбежала из дома и бросилась в овраг, образованный ручьем. С тех пор этот овраг назвали в честь нее. Говорят что на праздник Сынзиене лицо Лидии появляется над оврагом. С тех пор ни один лесник не строит дом в лесу, а на окраине села.
Сегодня Овраг Лидии стал туристической достопримечательностью редкой красоты. В овраге образовались и несколько мелких водопадов, которые придают лесу особый шарм. Летом сюда приезжают туристы послушать рассказ, увидеть место и просто отдохнуть. В остальное время тут можно встретить самых отважных жителей окрестных деревень, которые осмеливаются рыбачить в Овраге Лидии.
Раньше глубина оврага составляла 4-5 метров, однако со временем, там накопился ил и никто его не чистил. Чтобы добраться до Оврага Лидии нужно идти по тропинке вдоль речки Кушмирка в сторону Нижне-Климауцких “гор”, а не в сторону Днестра.
У села есть туристический потенциал, однако пока его никто не развивает. Но можно всегда посетить село, переночевать на берегу Днестра, ловить рыбу и готовить ее на костре.
Авторка & фото: Джеорджета Карасюченко
Под редакцией: Марта Стерпу
Данный материал был подготовлен при финансовой поддержке Европейского Союза, в рамках Программы ЕС “Меры для Повышения Доверия”, проводимой UNDP. Мнения, представленные в этом материале не обязательно отражают официальную позицию ЕС или UNDP.